Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
#850000.png
                 
 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
                ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
                 "РАЙОННЫЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ "ГОРИЗОНТ"
 

Последние новости

18.07.2024 Вот и состоялся III Районный фестиваль казачьей культуры "Казачий разгуляй"

17 июля в России отпраздновали Всероссийский день фольклора. В рамках...

10.07.2024 Информационный час "День косоворотки"

Дата празднования «Дня Косоворотки» — 12 июля: День апостолов Петра и...


Новости 1 - 3 из 583
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости

Информационный час "День косоворотки"

Дата празднования «Дня Косоворотки» — 12 июля: День апостолов Петра и Павла, день начала на Руси сезона сенокоса. В этот день в русских семьях родители дарили молодым сыновьям новые косоворотки, отмечая тем самым их вступление в пору взросления и приобщения к полноценному крестьянскому труду.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА:
Символом народного одеяния у русских мужчин традиционно считалась косоворотка. По историческим свидетельствам, первые письменные упоминания косоворотки датируются серединой XII века и связаны с городом Суздалем – очагом русской государственности Северо-Восточной Руси. Этот период нашей истории связан с именем Святого Благоверного князя Андрея Боголюбского (1111 – 1174), властителя Владимиро Суздальской Руси, первого Российского Самодержца, при котором политический и экономический центр Древней Руси переместился с Юга-Запада на Северо-Восток. «Первым великороссом Руси» именовал великого князя В.О. Ключевский. Не удивительно, что именно во время правления Андрея Боголюбского в землях, которые в последствии сформировали остов Великороссии, косоворотка начала свое победное шествие с тем, чтобы уже в новое время (XVII—XIX вв.) стать исключительно русской народной рубашкой. Косоворотка прочно вошла в национальную память и исторические традиции русского народа. При этом, она имела всесословный характер: косоворотку носили и цари (Иван Грозный, Алексей Михайлович), и императоры (Александр III, Николай II), и высокородные бояре, и купечество, и мещанство. Но поистине безграничной была преданность косоворотке со стороны русского крестьянства – базисной основе Российского Государства.

С крестьянством связана красивая и символическая семейная традиция дарения родителями новой косоворотки взрослому сыну на начало сенокоса. Традиционно, это случалось 12 июля (29 июня по старому стилю) в День апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивался Петров пост, в деревнях и селах их жители готовились к сенокосу. Сенокос длился обычно две-три недели и считался в русской деревне трудной, но праздничной порой: и женщины, и мужчины одевали на сенокос праздничную одежду, после работы устраивались хороводы, игры и пляски. Издавна в этот день – 12 июля — родители одаривали своего взрослого сына новой косовороткой, в которой он выходил в мир полноценным взрослым тружеником. Установление праздника «День косоворотки» призвано возродить в российском обществе в целом и каждой российской семье, в особенности, традицию ношения косоворотки как элемента национального костюма русского народа, а также его дарения родителями своим сыновьям с пожеланиями быть настоящими тружениками России.

КОСОВОРОТКА - слово, относительно незнакомое широкому кругу читателей. Обычно, так называют мужскую рубаху в традиционном русском народном костюме. Причем представляют ее обычно красивой, узорчатой, вышитой, расписной… Так и было – косоворотки обязательно украшались вышивкой, даже если рубаха была повседневной.

Косоворотки получили свое название из-за особенностей ворота: разрез на рубахе был не спереди, как принято на современных рубашках, а сбоку, обычно слева. Интересно, что косоворотка могла иметь воротник (ворот) и не иметь его.

Существует несколько теорий происхождения косоворотки. Большинство исследователей склоняются к тому, что это традиционная русская одежда, возникшая, естественно, сама собой, в славянской древнерусской культуре. Первые письменные упоминания о косоворотках относятся к 17 веку, однако, разумеется, эта одежда была известна как минимум за два века до этого.
Другая же теория говорит о том, косоворотка была заимствована у тюркских народов, ведь еще в средние века русичи активно торговали с иноземцами, среди которых было много тюрков.

Интересно! Некоторые исследователи связывают проникновение косоворотки в национальный костюм в связи с нашествием монголо-татар. Этим и объясняется, например, смещение косого разреза рубахи влево – как носили татары.

Предлагаем вам принять участие 12 июля в 10.00 часов в фольклорной программе «Русская душа"», которое состоится в Малом зале Дома культуры "Горизонт" и может быть, вы узнаете что-то новое.

Возврат к списку

6+